Айкидо-справка: Дмитрий Чулкин, 1 дан ки-айкидо, занятия айкидо с 2007 года. Два первых места на чемпионате ки-айкидо г. Москвы.
В назначенный день мы пришли в додзе клуба «Hokusei» и очень увлекательно поговорили. Забегая вперед, признаемся – после интервью мы остались еще часа на полтора за чаем обсуждать айкидо, а также практиковать тесты и сравнивать технику ки-айкидо, Айкикая и Томики. Но начался разговор вполне невинно…
Анна. Дмитрий, а сколько уже вы занимаетесь айкидо?
Дмитрий. Занимаюсь айкидо 10 лет, а клуб появился в 2015 году, примерно три года назад.
А. Наверное, классический вопрос к мастеру – а как пришел в айкидо? Почему именно ки-айкидо?
Д. Ну, тут довольно интересная история. Как и все, наверное, в детстве, я интересовался книгами и фильмами про боевые искусства, занимался ушу – сам, по книжке. У нас в деревне ровным счетом ничего не было. А когда я стал студентом, у меня не было времени (я учился на кафедре теоретической ядерной физики в МИФИ). И мне попался учебный курс по айкидо мастера Кена Оты, шесть видеокассет, он на них показывает айкидо. Плюс как-то мой отец подарил мне книжку про айкидо, она меня очень впечатлила. Кстати, она у меня тут есть *Дмитрий открывает стенной шкаф в углу додзе* – это не прямо она, но такое же издание. А потом я окончил институт и с удивлением узнал, что у нас во Фрязино есть секция айкидо Айкикай, её ведёт Дмитрий Анатольевич Кундин, тогда у него был свежеполученный 4-й дан. Тогда я не знал, что есть айкикай и что-то еще, просто айкидо. И я пошел туда заниматься, примерно полгода прозанимался – потом стал работать в Москве, и заниматься не получилось – тяжело, два часа в один конец. Когда мне понадобился боккен, я купил его через интернет, сайт Андрея Вишнякова. Купил боккен, заодно почитал про ки-айкидо. И параллельно с чтением я понял, что айкидо во Фрязино чем-то отличается от того айкидо на видео, которое я смотрел. Почитав сайт, я понял, что в Москве есть то самое айкидо, и я плавно туда пришел – через полгода, наверное, после того как я занимался Айкикай. Так, спустя полгода, я пришел в ки-айкидо, и там остался уже насовсем заниматься.
Владимир. А почему все-таки остановился на Ки-айкидо, а не айкикай?
Д. Ну, потому что, во-первых, Кен Ота. У него там мало философии, но по уровню исполнения, посылу, по... Ну, по всему, для меня это пока что лучший мастер. Вот он, кстати *показывает фото*.
В. Он ученик…?
Д. Да, ученик Коичи Тохея. *пауза* И я понял, что есть в ки-айкидо, чего в айкикае – ну, может быть, том, что было у нас – нет. Классический случай, что меня убедило: наш сенсей уехал в Японию, в Хомбу додзе. После приезда он показал небольшую заметку в газете, и там было сказано: "Приезжала группа айкидок из России. Очень высокий технический уровень, только надо больше расслабляться".
А. Да, это довольно точно описывает российское айкидо. Точнее, про "больше расслабляться".
В. То есть, то ценное, что дает ки-айкидо – расслабление?
Д. Да, расслабление.
А. А зачем ученики проходят на занятия ки-айкидо? За расслаблением?
Д. Это очень интересный вопрос. Большинство людей приходят в ки-айкидо, не зная, что это ки-айкидо, не зная ничего про стили айкидо, и вообще ничего почти не зная. Очень небольшая часть приходит примерно как я – после того, как анализировали, что им надо, и выбрали именно ки-айкидо. Вот... Собственно, так.
А. У меня есть некоторый порядок вопросов, но был один, более актуальный лично мне. Я знакомилась с ки-айкидо – больше не на практике, а по видео, описаниям. С одной стороны, интересно. Но при этом – ничего не понятно. Термины, описания ки-айкидо... Есть ли такая проблема у учеников, которые приходят в ки-айкидо? Вообще "человека-логика"?
Д. Да, конечно, разумеется. Я бы назвал это не проблемой, а особенностью. Грубо говоря, как все устроено – приходят люди и видят, что мастера высокого уровня делают что-то очень хорошо. Они хотят тому научиться. Вопрос – как. Учителя при этом им что-то говорят, объясняют, дают книжки. И при этом большая часть учеников думает, что она ничего не понимает. Часть учеников думает, что что-то понимает. *смех* Но и те, и те ошибаются. Таким образом, пока не наработано достаточное количество практики, говорить о понимании чего-либо довольно тяжело. Соответственно, что ты читаешь про ки-айкидо и чего-то не понимаешь – это проблема в том плане, придешь ты заниматься или нет. Если это препятствует твоему приходу на занятия – это проблема. И то не факт, что твоя, скорее наша. Если думаешь – «ничего не понимаю, как интересно, надо пойти разобраться» – то это хорошо, это не проблема, а преимущество. В целом, если человек имеет решимость заниматься и занимается, то со временем он разберется со своими вопросами, научится делать то, чему он должен научиться.
А. Обучение как практика и отработка?
Д. Да, практика. Есть и отработка формы, и объяснение. С точки зрения обучения айкидо это не имеет никакого смысла по отдельности друг от друга.
А. А как тренировка выстроена? Что происходит на самой тренировке?
Д. У нас есть различные типы тренировок, начнем с этого. Есть тренировки по тайги (*отдельная дисциплина, введенная Коичи Тохеем, слитное выполнение нескольких техник – прим. ред.), есть тренировки с оружием, есть – как сказать – обычные тренировки. Обычная тренировка выстроена так – сначала идет, как у всех, разминка. Потом ки-тесты, потом разбор одной техники в пошаговом режиме (кайщё) – рука сюда, нога сюда. Потом, если все хорошо разобрали – гёщё, слитное исполнение техники, потом сощё – более быстрое. Есть аналогия с японским написанием иероглифов – сначала пишется по элементам, потом слитно, потом – вжух, одним движением. После этого у нас идут дыхательные упражнения (ки-дыхание), и все, собственно говоря. Так устроена обычная тренировка. Тренировка с оружием устроена похожим образом, только вместо отработки техник идет или отработка ката или техник с оружием.
А. Я хочу спросить про ки-тесты, но, наверное, их лучше практиковать, чем объяснять...?
Д. Почему, там и рассказать есть чего. Основной краеугольный камень ки-айкидо – идея, что разум и тело составляет единое целое. Стиль "ки-айкидо" – это условное название, оно введено скорее для западного читателя, по-японски стиль называет «син-син-тойцу айкидо» – «айкидо с объединением разума и тела». Это значит, что все техники ки-айкидо должны выполняться в состоянии «единства разума и тела». Ки-тесты – вид парных упражнений, во время которых один из партнеров помогает другому в это состояние син-син-тойцу прийти. Это очень грубое объяснение того, что происходит во время ки-тестов.
Д. Тут существует два раздела. Во-первых, айкидо в целом. У него есть глубокие задачи, которые ставил перед ним основатель, Морихей Уэсиба. Глобальные цели – содействовать миру во всем мире, способствовать развитию и процветанию всех живых существ. Я бы сказал, что это самое главное. Есть локальные вещи – что самое важное для каждого конкретного человека. Цель ки-айкидо для каждого человека – умение находиться в гармонии с окружающим миром.
А. Для меня это тоже скорее глобальная задача...
Д. Еще более локальная вещь – научить человека состоянию син-син-тойцу, единству разума и тела.
В. А если люди приходят с запросом про самооборону, что им предлагает ки-айкидо?
Д. Разумеется, приходят. Смотри, люди приходят на все – любые – виды деятельности, в каком-то исходном состоянии, которое у них есть. У них есть запросы – научиться защищаться, стать более здоровым, расширить круг общения. Кто-то прочитал, что мы тут умеем обращаться с космической энергией, и тоже хочет – и такие есть. Кто-то очень любит японскую культуру и хочет так к ней приобщиться. Вариантов масса. И даже не от стиля зависит, а скорее от преподавателя, насколько он может удовлетворить запрос человека. Можно говорить о том, насколько я успешен в отношении того, чтобы давать человеку что-то в ответ на его запрос. Но все-таки айкидо и ки-айкидо – «вещь в себе». И все запросы людей, которые хотят чего-то от айкидо – это скорее нечто второстепенное. Вот. Пример – люди, которые хотят научиться драться или защищаться. Ну, приходит к тебе человек и говорит – «сделайте из меня, пожалуйста, машину-убийцу». Я не буду делать из него убийцу, ни в коем случае. Максимум, что я могу ему сказать – мы тебя будем учить, по мере обучения у тебя будет расти физическое состояние, умение себя вести, твое, скажем так, умственное развитие. И в процессе этого ты начнешь меньше попадать во всякие драки и неприятности. И это будет гораздо лучше для тебя, если тебя научать ломать людям руки. Это мой лично подход. Я не отсылаю сразу людей, которые хотят чего-то такого, но и не обманываю их на этот счет.
В. Еще вопрос про ки-тесты. Я смотрел видео с ними, и несколько раз участвовал, и у меня сложилось впечатление, что это очень сильно зависит субъективно от того, с кем ты делаешь. То есть, само взаимодействие в паре показывает…
А. Взаимодействие в паре?
В. В общем, что это очень субъективно. Кто-то может силой давить, кто-то может только изображать…
Д. Очень важно понимать цель ки-теста. Цель – не выдержать какое-то воздействие, давление. Цель простая – достигнуть состояния син-син-тойцу. И в этом вопросе тебе важно взаимодействовать только с одним человеком – с самим собой.
Управление внутреннее состоянием идёт прежде всего через разум. Разум – это внимание. У нас есть простой инструмент, чтобы достичь этого состояния – переместить внимание в центр на два пальца ниже пупа. Когда к тебе подходят и делают ки-тест, то ты сам чувствуешь, скачет у тебя внимание или нет. Согнут тебе руку или нет – вообще не важно, главное – твое внутреннее состояние. Так понятно?
А. А как я пойму, что это син-син-тойцу или что-то другое?
Д. А не надо. Вот смотри, у тебя есть новичок и есть мастер 10-го дана. Между ними очень-очень большая дорога. У этого будет син-син-тойцу и у этого будет син-син-тойцу, но их свойства будут отличаться. Все упражнения – начало того, чтобы обучаться. И не надо думать, син-син-тойцу это или нет – если ты делаешь упражнение, то, по крайней мере частично, это уже син-син-тойцу.
А. Если человек заинтересовался ки-айкидо, что ты посоветуешь ему посмотреть, узнать?
Д. Смотря что за человек…
А. Тот, кто будет читать интервью. :)
Д. Тому, кто будет читать интервью, я бы тогда порекомендовал смотреть курс Кена Оты.
А. Спасибо.
Благодарим Дмитрия за беседу и практику!
И, по рекомендации мастера, если вы прочитали интервью, смотрите: https://youtu.be/uf95E3uhYjM
Да пребудет с вами Ки.
Комментарии
Отправить комментарий