Мотивация достижения целей на тренировке.


    Бывает ли у вас такое, что надо что-то сделать – вроде даже полезное и нужное – и, даже хочется это сделать, но… Вроде и не хочется? Или времени никак не находится. Или сложно собраться и начать… В общем, бывает ли у вас так, что нет или мало мотивации делать какое-то дело, которое вроде само по себе будет полезное? Например, делать зарядку, или растяжку, или другие упражнения.

    Вопрос мотивации себя – обширнейшая тема. Сталкиваются с этой задачей очень многие. Когда человек «вроде хочет», это значит, что частично цель для него привлекательна. И одновременно есть в ней что-то, что не понятно/потребует много ресурсов/противоречит другим целям/вообще навязано кем-то и т.д. Короче, что-то не то, а что именно – непонятно. И психика человека охраняет его от лишней траты сил на «непонятное дело». Поэтому появление подобной ситуации – хороший повод разобраться, что такое это «что-то». И решить – делать дело или «закрыть и забыть».
    Ниже мы описываем алгоритм психологической оценки, который вам в этом поможет. Мы будем для примера брать тренировки айкидо (и распространенные проблемы при мотивировании себя на «физуху» - зарядку, растяжку и т.п.). Но применима рассмотренная ниже схема к большинству жизненных задач.
Итак, вы поставили цель. Например, делать зарядку по утрам или регулярно ходить на тренировки. Проверьте, кстати, что в контексте цели вы думаете про нужный результат, а не то, от чего хотите избавиться (ну, не «избавиться от зажатости», а «стать гибким» и для этого делать растяжку). Цель звучит «хочу, чтобы у меня было вот это». Отсюда начинаем работу.
 
    Первое. Вам должно быть хорошо понятно, для чего вам эта цель и что она дает. С зарядкой, растяжкой и т.п. это часто несколько абстрактно звучит – «для здоровья». Но надо понимать (и ощущать) свою пользу точно.
Если рассмотреть наши ценности, то можно их выстроить в иерархию по уровню значимости – от самых мелких целей типа «чистить зубы» вплоть до «смысла жизни». Ну или менее пафосно – основных жизненных приоритетов. Действительно важные для нас дела – которые мы уже делаем – не обязательно находятся наверху этой иерархии, но у них есть понятная цепочка, приводящая к этим жизненным приоритетам.
 
    Проделайте упражнение: берете вашу цель. Например, «регулярно ходить на тренировки айкидо». И задаете себе вопрос – что ценного мне это дает? Почему это важно для меня? Например, это дает мне развитие тела, хорошую физическую форму, и мой рост мастерства в технике. Теперь задаете вопрос дальше – чем для меня важно развитие тела и физическая форма? Ради чего мне это нужно? Что ценное появляется, когда они у меня есть? Что еще более важное для меня становится возможным, когда я достигаю этой цели? И так далее, как бы «поднимайтесь по ступенькам» своих ценностей – до того момента, когда ничего более важного уже просто нет, это ценно само по себе. То же самое про то, чем ценен «рост мастерства».
Посмотрите, что у вас получилось. Впечатлитесь. Пройдите еще раз по всем ступенькам, всем связям. Можете напоминать себе, чего на самом деле вы достигаете, каждый раз, когда идете на тренировку.
 
    Вторая проверка. Когда придем? И куда? Что еще очень важно для постановки целей в контексте «регулярной физухи» – понять, когда ты её достиг. Регулярно заниматься – это как? Сколько раз в неделю, в месяц? Как долго надо это продолжать, чтобы вы могли сказать – «да, я тренируюсь регулярно»? Какой может быть допустимый перерыв? Представьте свой желаемый результат прямо как в 3D-кино – и погрузитесь, как будто вы уже там, в вашем результате. Вот я делаю растяжку дома/хожу на тренировки в зал по расписанию уже три месяца. Я собираюсь на тренировку, кладу сумку у дверей и тут перелистываю календарь – уже начался четвертый месяц... О, здорово! Кстати, это еще одна хорошая проверка, насколько вам нравится цель – прямо на уровне телесных ощущений. Если не воодушевляет, надо что-то менять/добавлять.
Поэтому нужно заранее «расставить вешки» на пути к цели и замечать, что вы продвинулись вперед (и на насколько). Если цель – регулярные тренировки, сколько для начала будет хорошо? Если цель – шпагат, сколько сантиметров не хватает сейчас? Как меняется эта цифра за неделю, месяц?

    Упражнение два. Полезно описать себе «идеальный вариант» достижения цели и не идеальный, но при этом «достаточно хороший». Тем, кто склонен к перфекционизму – обязательно. Например, цель в идеале – ходить на тренировки, не пропуская ни одной, весь год. Но вообще уже очень хорошо, если в месяц вы будете пропускать только одну-две. Или, может, вам удобнее цифры, скажем, посетить 80%. Держите в голове и идеал, и допустимую реальность. Даже если вы не идеальны, вы все равно двигаетесь вперед!
 
    Следующий пункт. Что теряем? Есть такой постулат – когда мы чего-то достигаем, то мы что-то и теряем. Что потеряете вы, если станете тренироваться? (Вероятно, три свободных вечера в неделю…) Что станет недоступно? Нужно соотнести важность результата и потери. Если потеря существенна, придумать, какими другими путями можно теперь это реализовать. Частый момент с целями про регулярные тренировки – что они забирают не сколько время, сколько ощущение «свободы выбора», превращаются в обязаловку. Это может быть сигнал, что «цепочка ценностей» потерялась – пройдите еще раз, напомните себе, для чего важна тренировка. И что это ваш выбор. Если возражение из рода «я мог бы в это время погулять», то придумайте, когда еще вам будет хорошо погулять (и лучше не один вариант, а два-три).
Как психолог, я рекомендую – уходите из ситуации выбора «или-или» к задаче «как организовать дела так, чтобы сделать и то, и другое». В этом еще может помочь такой же прием – вопрос «а что мне это дает?». Я хочу погулять, и что мне это даст? Подышать свежим воздухом, и, главное, побыть на природе, чтобы разгрузить голову. Как еще, кроме прогулки, я могу разгрузить голову? Так, чтобы можно было и потренироваться, и разгрузиться. И накидывайте варианты, потом выберете подходящие.
    И вот все нравится и подходит. Какой будет первый шаг? Когда начнете достигать свою важную цель? Что сделаете первым? Впишите в календарь, смартфон или другую напоминалку. Вперед!

    И вдогонку. Насколько все это вам подходит, покажет жизнь и практика. Конечно, будут сложности. Кстати, можно заранее подумать – а с какими проблемами я столкнусь, наверняка? Что я уже сейчас в виду этого могу продумать, подготовить? Например, многим повторяющиеся упражнения становятся скучными. Если у вас так тоже бывает, придумайте сразу, как внести разнообразие. Можно музыку разную ставить, можно делать вариации одного итого же упражнения (те же видов отжиманий очень много, и, кстати, полезно их менять – немного разные мышцы, особенно мелкие, тренируются).

    То, насколько получается делать намеченное – обратная связь. Если не что-то выходит, значит, надо вернуться на шаг назад и продумать еще что-то, что вы не учли в первый раз. Возможно, нужно собрать больше информации. Например, если вы хотите сесть на шпагат за месяц и это не получилось (кстати, а насколько изменилась растяжка за это время?) – почитайте больше про методики, обсудите с тренером. Вероятно, вам лично нужен другой срок. Может, вы не учли эффект плато или что-то другое.
    Возможен и вариант, что ваше занятие вошло в конфликт с чем-то более ценным для вас. И зарядка каждое утро не дает медитативной расслабленности для хорошего начала дня. Тогда возвращайтесь к шагам «что мне дает» каждое дело и «как еще я могу этого достичь».

    Хорошего вам понимания себя и успехов в том, что действительно важно для вас.

***

    Дополнение для родителей

    Описанная методика рассчитана на взрослых людей. Для детей она сложновата – и потому, что рефлексия развивается активно больше в подростковом возрасте, и потому, что у ребенка еще нет, как у взрослого, устойчивой системы ценностей – она как раз складывается. Поэтому ребенку будут более полезны недолгие (в зависимости от возраста) разговоры-обсуждения – «а что тебе нравится?», «а что интересно тебе на занятии?», «а когда бывает скучно?». Можно и обсудить, какая у ребенка цель – зачем он ходит на тренировки. Старайтесь именно спрашивать и уточнять, чтобы ребенок думал и отвечал сам – это тонкий момент, поскольку есть импульс, конечно, предложить свой ответ, «дать свои ценности». Можно сказать – «мне вот важно это, а тебе что?».

    Вам как родителю такой диалог даст больший контакт и понимание своего ребенка. А ему такие разговоры помогают замечать и понимать свои собственные интересы, «движители», чтобы в дальнейшем – уже не на тренировках – принимать более взвешенные решения в жизненных вопросах.




Комментарии