Как выбрать секцию для ребенка

Спорт или физкультура?

Для родителей,  которые решают, куда отдать ребенка, важно отличать спортивные секции от физкультурных.

Цель спорта - это победа в соревнованиях. Задача спортивной секции - это отбор будущих чемпионов.

Цель физкультуры ("занятия физической культурой") - это создать привычку выполнять упражнения, сохраняющие здоровье и физические   возможности. Цель физкультурой секции - это совместная практика упражнений.

Так как цели разные, то и программы занятий спортивных и физкультурных секций тоже разные.

Спортивная программа нацелена на подготовку к соревнованиям, на результат. Такая программа сразу задает высокую планку и предполагает отсев тех, кто "не тянет".

Еще из отличий, которые вытекают из разницы изначальных идей: физкультурная программа - больше про процесс, про привычку ("формировать культуру/привычку двигаться"). Про идею заниматься "для себя", в свое удовольствие.

Спортивная карьера редко продолжается после 30 лет. Физкультурой можно заниматься всю жизнь, в любом возрасте.

В спортивных секциях основное внимание уделяется перспективным детям. Это могут быть 2-3 человека на 20-30 детей. В физкультурных секциях внимание уделяется более-менее равное всем.

Понимая отличия спорта и физкультуры, родители могут более осознанно выбирать, куда отдать ребенка. 

Если ребенок проявляет талант в спорте и хочет делать спортивную карьеру, он активный и зажигается в ответ на "вызов", трудную задачу, то можно идти в спортивную секцию. Семья юного спортсмена нацелена на результат и готова в него вкладываться (по времени и финансам). Соревнования и оборудование в проф спорте достаточно прилично стоят; организации оплачивают их уже спортсменам, которые начали показывать стабильные хорошие результаты (чемпионам, короче говоря). У ребенка профессиональный спорт будет тем, чем он занимается большую часть времени и куда отдает максимум сил (все другие занятия идут по остаточному принципу).

Если ваша ценность - здоровый образ жизни, формирование здоровых привычек, то выбирайте физкультурную секцию. Это занятие больше на интерес, тренировки содержательно разнообразнее (проф.спорт - это многократное повторение одного и того же), нагрузки тоже варьируют и редко бывают совсем большими (на износ). После такой секции выходишь с приятной усталостью и силами на другие дела тоже. Дипломы и присуждение каких-то степеней внутри секции могут быть, но это не самое важное для всех участников, ценность - активно с интересом проведенное время и постепенный личный результат и виде осанки, привычки, мастерства, увеличения общей подтянутости. Еще в таких секциях встречаются смежные занятия, поддерживающие и расширяющие интерес участников (в зависимости от содержания самой секции - например, изучение истории костюма или знакомство с кузнечным делом в секции исторического фехтования , изучение японского языка, каллиграфии или чайной церемонии в секциях карате и айкидо, и так далее, тут все зависит от конкретной секции и людей в ней).

Краеугольный камень любой секции (и её отличие от самостоятельных тренировок и игр) - внимание тренера к ребенку.

За что платят родители, которые отдали ребенка в спортивную или физкультурную секцию? Они платят за внимание тренера к их ребенку.

Если очень упрощенно, то задача тренера - показать упражнение и потом проверить, как дети его делают. Если кто-то делает упражнение неправильно, тренер должен это вовремя заметить и исправить. В идеале - подстраивая объяснения и нюансы упражнения под конкретного ребенка.

От чего зависит, сколько внимания тренер уделит вашему ребенку?

Это зависит в большой степени от размера группы. Чем больше детей, тем меньше внимания каждому. В группе, где детей больше десяти на одного тренера, уже трудно проверить, как каждый ребенок выполняет каждое упражнение.

Также распределение внимания, как упоминалось раньше, зависит от характера секции. Если секция более спортивная, то больше внимания уделяется нескольким перспективным детям.

Конечно, это зависит от самого тренера, насколько он готов вкладываться в детей, сколько он считает правильным уделять внимания детям. Есть тренеры, которые считают нужным мотивировать детей. Есть те, кто больше занимается с тем, кто активен и проявляет интерес сам. Да и просто личный склад и ожидания - один тренер будет рад группе из 6 человек и будет с ними плотно заниматься. Другому это будет равно провальному набору группы и "вообще тоскливо".

Многое, безусловно, зависит и от манеры тренера общаться с детьми (отругать - это тоже уделить внимание). Однако, если за тренировку тренер не подошел ни разу к вашему ребенку, то как бы он ни общался, это не важно.

Если тренер не подходит к ребенку на тренировке, не исправляет его ошибки, то ребенок будет делать и заучивать "какие-то свои" движения. Чем это плохо?

Во-первых, просто подвигаться ребенок может на детской площадке с большим удовольствием и бесплатно.

Во-вторых, неправильное исполнение  упражнений чревато травмами, болью, ухудшением осанки и т.д.

В-третьих, отсутствием прогресса у ребенка и угасанием его интереса.

Учиться самостоятельно, рефлексируя и улучшая технику самому себе, могут взрослые (и то, положа руку на сердце, не все), и, начиная с какого-то момента, подростки. При соблюдении других условий - качественного образца для подражания, хорошо понятных критериев правильности. И, главное, большой личной (внутренней) мотивации. А обычные дошкольники и младшие школьники (не говорим про отдельных уникумов), нуждаются в хорошем тренере, который будет организовывать и вести процесс обучения, держать в голове, что сначала, к чему идем далее, и т.п. И в родителе, который будет помнить расписание, помогать собраться, отводит и т.д.

Итого.

Выбирая секцию, родитель изначально определяет основную свою задачу и смотрит секции либо более спортивного, либо более физкультурного ключа. Характер и особенности мотивации ребенка в этом тоже очень важны.

Далее родитель оценивает размер группы (это необходимое, но недостаточное условие для получения внимания тренера).

И, конечно, выбирает конкретного тренера. Сами тренеры, вне зависимости от организации, могут быть более спортивного или более "физкультурного" склада. Уместно задать тренеру вопрос, как он видит главную задачу занятий, какая у него программа.

Если можно посмотреть занятие и увидеть, как тренер общается с учениками - это тоже плюс.

И это можно сделать до того, как приводить своего ребенка в секцию. 

Читайте другие наши статьи





Комментарии