Мнение психолога: детское айкидо

Вот мнение психолога про детское айкидо:
    В младшие детские группы по айкидо обычно принимают детей с 6 (в отдельных случаях с 5,5) лет. Звонят, впрочем, сравнительно часто и родители детей 4-х лет с вопросом, можно ли им тоже заниматься айкидо. Безусловно, разные дети взрослеют по-разному, но, в целом, для 4-х и 6-7 летнего ребенка занятия спортом выглядят по-разному.
    В возрастной психологии есть такое понятие «ведущая деятельность» в определенном возрастном периоде. Это значит, что, во-первых, эта деятельность ребенка привлекает и он готов ей много заниматься, а, во-вторых, что во время занятий этой деятельностью происходит важное психологическое развитие ребенка (для каждого возраста содержательно разное).
    Ребенок лет четырех в основном играет. И это его ведущая деятельность. В игре он осваивает и социальные роли, и умение видеть ситуацию с разных точек зрения (очень важный навык и для общения, и для обучения), тренирует внимательность и т.д. – очень много всего. Соответственно, и занятия айкидо (и другим спортом) лучше всего идут в 3-6 лет в форме игры. Даже такой показатель, например, как то, как долго ребенок может сосредоточиться на одном деле, зависит от формы деятельности. Представьте, если маленькому ребенку сказать «на, делай это, это очень серьезное дело, будь внимателен!» - на сколько его внимания хватит? А если то же самое дело предложить ему «давай поиграем в…», то включенным в процесс он останется гораздо дольше. Согласитесь, для качества обучения важно, сколько времени ребенок сосредоточен на том, чему его, собственно, хотят научить.
    Как выбирать спортивную секцию для ребенка этого возраста, особенно если это будет его первый спортивный опыт?
    Во-первых, как уже было озвучено, игровая форма занятий. На тренировке должно быть интересно и весело. Дисциплина должна быть, конечно, но в меру – не «выстраивание по струнке», а «игра по правилам».
    Во-вторых, очень внимательно выбирайте тренера. Посмотрите, как он общается с детьми. Он должен ладить с детьми, нравиться, чтобы ему хотелось подражать. Это первый тренер вашего ребенка, и главная его задача – привлечь в спорт, показать, что это интересно. Даже обучение конкретным навыкам сейчас стоит на втором месте. Это ребенок доберет и потом, когда решит, какой именно вид спорта ему интересен.
     В-третьих, занятия – если мы говорим про детское айкидо – должны своей целью ставить, по сути, ОФП – координацию, баланс, скорость реакции, тренировку нужных в дальнейшем групп мышц. И развивать какие-то очень базовые навыки. Например, в айкидо это основа страховки – мягкие перекаты вперед и назад, знакомство с перемещениями на коленях и стоя, упражнения на устойчивость (что нужно в первую очередь далее для стойки). И в целом умение работать вместе в паре, выходить на демонстрацию, не бояться условной атаки и как-то реагировать в ответ.
    Мое личное мнение, как айкидоки, что техникам в младшем возрасте (ну, максимум одной для ознакомления) учить не надо. Да, полезнее сначала поставить двигательную базу под это, а технике учить после. И дело даже не в методике – думаю, в мировом культурном опыте можно найти примеры, когда ребенку и с 3-х лет ставили боевые навыки. Главное, и это суть моего отношение к айкидо – оно должно быть осознанным. Как и любое другое боевое искусство. Выполняя приемы, изначально боевую технику, человек должен хорошо понимать, что и зачем делает. Вот сейчас я дурачусь – а теперь учусь бросать от захвата за шею своего напарника. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем человек контролировал свои действия и применял технику айкидо только тогда, когда действительно сам это решил. Можно назвать это «техникой безопасности». По отношению к окружающим это с определенного момента вполне справедливо. И ответственным и уважительным отношением к боевому искусству.
    Когда можно учиться подобному отношению? Граница возраста условна, но лет с 5,5-6-7 у ребенка появляется интерес к обучению. Не то чтобы до этого он не учится – нет, он освоил массу всего, что взрослым и не снилось. Изменилось его отношение – появилась сама идея «хочу научиться вот этому», «сейчас я специально занимаюсь, чтобы вот это узнать». Появляется та самая осознанность. «Ведущая деятельность – учение». И подтягивается уже к этому моменту возможность контролировать себя – целенаправленно заниматься, направить внимание, куда нужно (а не только где играют весело). Это пока ненадолго, это начало, но оно уже есть, и вот сейчас можно начинать осваивать базовые приемы, перемежая тренировку веселыми упражнениями и серьезной «тренировкой воинов».
    Таким образом, для ребенка 3-5 лет лучше подходит игровая группа ОФП или "группа подготовки" (например, в некоторых клубах есть группы подготовки к айкидо). Начиная с 5,5-6 лет ребенку можно предлагать занятия боевыми искусствами как освоение приемов.
Смотрите на своего ребенка – родители знают его лучше всего. Обсуждайте с тренером эти моменты. Возможно, ему уже интересно учиться, но в группе он совсем не может собраться. Тогда можно начать с индивидуальных тренировок и постепенно включаться в группу. Или пока подождать, заниматься чем-то более легким и прийти на занятия айкидо уже готовым к серьезному настрою. А, может, наоборот, ребенок уже рано сказал, что я хочу учить именно это – тогда пойти и попробовать тренироваться.
Выбирайте детское айкидо, которое наиболее соответствует готовности и желанию ребенка – и он получит максимум удовольствия - и пользы!


 



Комментарии