Изучаем осанку. Часть 3: причины появления зажатых мышц


Почему тело «решило» не исправлять перенапрягшуюся мышцу, а подстроить под неё другие? Системный принцип – меняется самый гибкий элемент системы, который и управляет итоговым результатом. То есть, если состояние одних мышц изменить сложно, а других – легко, то меняться будут последние. Так рациональнее.

Почему так происходит, что какая-то мышца в теле человека перестает работать в привычном режиме «вкл-выкл» и остается в каком-то «одном положении» (прим. - о термине "выключенная мышца" отдельная статья здесь)? Обычно проблемы доставляют те мышцы, которые перенапрягаются (они начинают болеть и человек их замечает), но, по факту, это всегда означает, что есть мышцы, которые остались в положении «выкл». 

На этот счет есть очень много теорий. И, как вы уже догадываетесь, единой и общепринятой нет. Рассмотрим несколько – в первую очередь те, которые используем в своей работе.
Есть подход, созданный Томасом Ханной (учеником Мишеля Фельденкрайза) – «Соматика». Главная, на наш взгляд, его ценность – разработка и теории, и работающей системы упражнений. По поводу причин возникновения «зажатости» мышц Ханна пишет, что это разные комплексные телесные реакции на стресс (стресс понимается в классическом определении Селье – неспецифическая (=общая) реакция организма на внешнее воздействие). Ханна описывает три таких реакции – рефлекс «красного света», рефлекс «зеленого света» и рефлекс травмы. 

Рефлекс красного света – это уход от опасности. Он же – «реакция испуга», «реакция бегства». Испуганный человек ссутуливает плечи, наклоняет грудную клетку вперед. Его пресс сокращается, ноги чуть подворачиваются внутрь и напрягаются. При этом нахмуривается лоб, зажимается челюсть и руки сжимаются в кулаки. Это описание максимального проявления рефлекса, оно может проявляться у человека и малозаметно внешне.
Рефлекс зеленого света – как понятно по названию, противоположный. Это встреча стресса «грудью вперед», готовность активно действовать. Когда впервые у младенца включается этот рефлекс, он начинает, лежа на животе, поднимать голову, выгибать спину и выпрямлять ноги, отталкиваясь ими от пола. Это состояние «готов к труду и обороне», которое проявляется у человека при напряженной работе, высокой ответственности.  
Оба рефлекса проявляются и на уровне работы органов тела – частоты сердечных сокращений, выбросе гормонов и т.д.Внешне их можно опознать при взгляде на человека сборку, как наклон вперед и наклон назад.
Рефлекс травмы состоит в том, что вокруг места, где тело было травмировано, сокращаются мышцы. Его действие аналогично тому, как человек дергается, если чувствует резкую боль – от укола, например. После сильного вмешательства, например, хирургической операции, мышцы рядом могут надолго остаться напряженными. Человека из-за этого «перекашивает» вправо или влево.
Влияние рефлексов состоит в том, что мышцы, постоянно напряженные, перестают регулироваться правильно (Ханна называет это состояние «сенсомоторной амнезией»). Человек их меньше контролирует – например, не может расслабить или напрячь по своему желанию. Задача – вернуть им управление с помощью специальных упражнений. Не расслабиться или накачаться, а сделать так, чтобы мышцы быстро реагировали и меняли свое состояние.
В книгах Томаса Ханны «Искусство не стареть» и «Соматика» (это разные переводы одной книги) можно подробно прочитать про его концепцию влияния стресса на тело и систему упражнений.

Есть также подход телесно-ориентированной психотерапии. Её, конечно, тоже много разновидностей. Но есть общие идеи, близкие почти всем подходам, сформулированные основателем «телески» Вильгельмом Райхом. Суть в том, что человек постоянно в жизни испытывает разные эмоции. Но живем-то мы в социуме, и какие-то эмоции выражать можем легко, а какие-то нет – обществом не поощряется (Мама разозлилась на ребенка? Нет, такого не может быть. Разве что она плохая мать и его не любит). Плюс еще подобные установки есть и в нашей голове – тоже часто чисто из социума, а-ля, «мужчины не плачут» (да и чего уж, вообще не грустят тогда). 

А каждой эмоции соответствует напряжение каких-то мышц тела. Классика злости – зажатая челюсть, сжатые кулаки. Страх – «сгорбленные» плечи, напряженное дыхание. И так далее. Если человек эмоцию выражает легко – мышцы как напряглись, так и расслабились (все, ок, выразили, энергию сбросили, идем дальше). А если нет, или, тем более, отрицает, что он вообще испытывает такие эмоции – напряжение мышц остается. Если человек хронически «задвигает» какую-то эмоцию, то «её» мышцы постоянно испытывают напряжение и перестают расслабляться. Райх это состояние мышц назвал «мышечный панцирь». Теперь вспоминаем, как происходит адаптация, и получаем новое (заметим, устойчивое – так как система адаптировалась) распределение напряжений мышц тела. Современная телесная терапия добавляет в эту картину много нюансов. Но суть в том, что эмоции, привычные состояния, убеждения – все «живут» в теле. Все концепции «в голове» (ценности, убеждения, привычные эмоции) проявлены и в физическом состоянии тела человека.

А если вернуться от теорий к жизни и практике – то мы поймем, что этих самых «чистых рефлексов» или классических эмоциональных «мышечных панцирей» в жизни встречается не так уж много. Почему? Да жизнь-то богата на события, у любого человека. И это постоянно отражается в теле. В одной части тела что-то зажалось – оно перестроилось. В другой что-то расслабилось. Тело снова перестроилось. А через неделю напряглась больше обычного мышца в третьей части тела... А еще через два месяца человек пошел на йогу и там начал делать новые движения… Процесс «настройки», адаптации тела идет постоянно. Поэтому у каждого человека свой рисунок напряжений. Можно выделить какие-то рефлексы, которые проявляются более ярко, но все равно они будут видны на фоне других «неклассических» проявлений мышц. Любые жизненные нагрузки, физические и психологические, влияют на состояние тела человека в настоящий момент времени. 

Если мы выявили, какие именно мышцы у человека зажаты или расслаблены – больше нуждаются в корректировке управления – этого достаточно, чтобы начать работу и получить результаты. 
Параллельная более вдумчивая диагностика тоже очень важна. Работа с причиной изменения тонусов сильнее всего улучшает ситуацию. Когда мы понимаем, чем вызвано изменение состояния тела и работаем с этим – результат работы становится устойчивым.





Комментарии